Михаил Алекса́ндрович Врубель

Врубель Михаил Алекса́ндрович

Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856-1910) - основоположник символизма и модерна в русском искусстве. Уникальное по полноте собрание его произведений в Третьяковской галерее раскрывает одну из важнейших особенностей его творчества - художественный универсализм. Врубель был автором картин и монументально-декоративных панно, церковных росписей, архитектурных и театральных проектов, скульптуры, эскизов мебели, майолик, иллюстраций и книжных знаков. Все разнообразные виды его творчества объединены мечтой о "стильно прекрасном".

 

На смену отражению действительности, свойственному искусству второй половины XIX века, в работах Врубеля приходит ее фантастическое преображение во имя созидания символических образов, выражающих сложную и драматическую жизнь человеческого духа. Врубель кристаллизует формы, прибегает к завораживающей магии цветовых и линейных ритмов, наделяет колорит свойством светоносности, создавая свои таинственные "лиловые миры".

 

М.А.Врубель родился в Омске. Художественное образование получил в Академии художеств в Петербурге (1880-1884), где его учителями были И.Е.Репин и П.П. Чистяков. В 1884 году по приглашению историка искусства А.В.Прахова он едет в Киев для реставрации Кирилловской церкви XII века. В киевский период (1884-1889) он много сил отдает изучению монументального древнерусского и византийского искусства, знакомясь с ним по древним фрескам и мозаикам храмов Киева и Венеции. Под влиянием декоративности и монументальности этого великого искусства в Киеве происходит становление собственного стиля художника.

 

По приезде в Москву Врубель сближается с кружком художников Саввы Мамонтова (Абрамцевский кружок), где и начинается расцвет его творчества. Он захвачен поисками национальной красоты, идееей создания большого стиля, в национальных формах выражающего великие общечеловеческие идеалы. Так появляются картины на темы русского и интернационального фольклора - "Пан" (1899), "Царевна-лебедь" (1900), "К ночи" (1900). Источником такого рода образности служит литература и музыка, особенно Н.А.Римского-Корсакова.

Центральное место в творчестве Врубеля занимает демоническая тема. Демониана Врубеля, в которую входят также графические и скульптурные произведения, создана под влиянием поэмы Михаила Лермонтова "Демон", музыки Антона Рубинштейна и самого сценического воплощения одноименной оперы. Вместе с тем Демон - это центральный образ эпохи символизма и модерна, а также воплощение глубоко личных переживаний Врубеля.

 

Демоническим величием художник порой наделяет модели в своих портретах. Таков портрет С.И.Мамонтова, построенный на драматических контрастах света и тени. Кристаллизация форм здесь словно предвещает рождение кубизма.

 

В 1890-е годы художник пишет декоративные панно для украшения особняков московской буржуазии.

 

Для Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Врубелю были заказаны два огромных панно. Их темами художник избрал "Принцессу Грезу" на сюжет пьесы современного французского поэта и драматурга Эдмона Ростана и "Микулу Селяниновича" на сюжет былины "О Вольге и Микуле". Панно должны были служить декоративным убранством интерьера художественного отдела и увенчивать полукруглые завершения стен центрального зала. Но комиссия Академии художеств забраковала незаконченные панно и не сочла возможным оставить их в залах, поскольку они резко отличались по живописной манере и содержанию от экспонировавшихся там картин. Савва Мамонтов, высоко ценивший талант Врубеля, не захотел смириться с решением жюри. Он приобрел оба панно и уговорил взяться за их завершение В.Д.Поленова и К.А.Коровина, а затем экспонировал их в особом павильоне, выстроенном у главного входа на выставку. Вокруг панно развернулась острая полемика в прессе, и они стали ярчайшим событием выставочного сезона. Позднее "Принцесса Греза" была куплена директором частной оперы С.И.Зиминым и от него попала в Большой театр, откуда поступила в ГТГ. "Микулу Селяниновича" у С.И.Мамонтова приобрел М.И.Рябушинский - следы этого панно затерялись.

 

В каждом из своих произведений художник пытался решить проблему создания большого стиля эпохи. Избирая античные или средневековые сюжеты, он облекал их в формы стиля модерн. Врубель внес значительный вклад в дело возрождения монументально-декоративной живописи, традиции которой, столь высокие в древнерусском искусстве, были утрачены в XIX веке.